СТАТЬИ

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОКАТА АВТОМОБИЛЕЙ

     Такая услуга, как прокат автомобилей в Перми существует уже не одно десятилетие. Ее внедрили в практику сферы услуг еще во времена СССР, правда, тогда аренда была достаточно ограниченной и предполагала возможность нанять «Волгу» на свадьбу и автобус ЛАЗ на похороны, но, тем не менее, де юро и де факто она существовала. 
В конце 2000-х гг. уже в условиях современной, демократичной России у жителей края появилась возможность арендовать автомобиль не только на вышеупомянутые мероприятия, но и для ежедневного использования в своих личных целях. Вначале идея не была воспринята «на ура!», поскольку как раз в это время банки начали активно выдавать средства на покупку собственного автомобиля, к тому же люди, еще не понимали, какие огромные перспективы открывает перед ними мобильность, и по старинке передвигались на общественном транспорте.
     Но прошло несколько лет, и ситуация кардинально изменилась – аренда автомобиля в Перми стала очень востребованной услугой, поскольку финансово-кредитные ужесточили условия выдачи автокредита, а кроме того, занятость людей изменила свой вектор. Для того, чтобы зарабатывать, необходимо было «крутиться», поэтому многие арендовали автомобили для того, чтобы начать собственное дело, а другие, для того, чтобы устроиться на работу в компанию, где требовался водитель с собственным авто.
     Но, несмотря, что услуга существует не один год, конкретных и четких нормативно-правовых актов, изданных специально для этой сферы, российское законодательство не предусматривает, более того, в России нет единого Федерального Закона, скажем, «О прокате автомобилей», в рамках которого бы компании могли осуществлять свою деятельность.
     Сегодня сфера проката регулируется исключительно положениями Гражданского Кодекса РФ (глава 34 – общие положения об арендных отношениях и глава 34 – п.п. 2-6 об отдельных разновидностях аренды, в т.ч. и аренде транспортных средств). 
     Кроме того, некоторые компании пытаются использовать в своих целях и для защиты своих интересов, в рамках конкурентной, честной борьбы, отдельные статьи Закона «О лизинговой деятельности» (поскольку лизинг является своеобразной формой долгосрочной аренды), а также главы Закона «О предпринимательской деятельности».
     Естественно, этого недостаточно, поэтому на практике появляется немало спорных ситуаций, которых не допустило бы наличие конкретной законодательной базы. Так, например, часто заключаются договора проката, в которых видно явное «перекрещивание» законов, поэтому у каждого юридически грамотного человека возникает резонный вопрос – как решается коллизия на практике? Например, к договору прокату транспортного средства приоритетно применяются правила проката автомобилей либо правила, регламентирующие его аренду? И в данном случае, разница заключается не только в формулировке понятий, но и в самой сути этих правил аренды и проката.
     Еще один момент возникает в связи со страховкой. Если ОСАГО является обязательной страховой нормой, и осуществляется компанией, предоставляющей услуги аренды, то не все агентства заключают договора по системе КАСКО, но при этом включают страховую составляющую (и немалую) в договор найма. К чему это приводит, наверное, понятно – арендатор, попав в ДТП, остается социально незащищенным, поскольку страховка ОСАГО покрывает только убытки компании. Конечно, большинство прокатных бюро страхует автомобиль по максимуму, но прецеденты уже были, и подобные дела уже рассматривались в российских судах.
     Третий немаловажный момент – начисление штрафных санкций за несоблюдение условий договора. Отсутствие законодательной базы приводит к тому, что компания самостоятельно устанавливает размер штрафных начислений, пени, комиссий в связи с нарушением того или иного пункта договора, но какой финансовый базис используется для разработки этой тарификации – неизвестно. Конечно, можно сказать, что не стоит нарушать правила и условия договора, но все мы живые люди и форс-мажорная ситуация может возникнуть в жизни каждого арендатора, поэтому следует быть всесторонне готовым к ней.
     Конечно, это далеко не все спорные моменты договоров проката автомобилей, но и этого должно быть достаточно, чтобы законодательная власть наконец-то обратила внимание на прокат автомобилей, как отдельную сферу предпринимательской деятельности, и урегулировала ее единым законодательным актом, который в равной степени защищал бы интересы и арендатора и поставщика арендных услуг.

Нет комментариев

Добавить комментарий